Правительство России одобрило бюджетный прогноз до 2042 года. Это вам не скромное планирование на привычную трехлетку! Разбираемся, как власти видят прекрасный мир будущего.

Фото: Сергей Булкин. ТАСС. Кабмин зрит в будущее: Михаил Мишустин утвердил бюджетный прогноз РФ до 2042 года
Мария Соколова
В мировой практике долгосрочное планирование — нормальное явление. В США, например, Бюро Конгресса по бюджету разрабатывает бюджетные планы на 30 лет вперед: в этом году был выпущен документ с прогнозом до 2055 года. В нем заложены основополагающие параметры вроде удвоения госдолга и некоторые детали вроде расходов на здравоохранение (они, кстати, очень сильно вырастут — до 8,1% ВВП с нынешних 5,6%).

Конгресс США утверждает бюджетные прогнозы на 30 лет вперед. Фото: Gerald R. Ford. White House
А власти КНР осуществляют свою работу в рамках 15-летних планов. Но там они задают лишь основной вектор развития на технологическую независимость, экологичность проектов и т. д., не углубляясь в детали бюджета.
В России планировать дольше чем на год, начали с 2007-го. Период до сегодняшнего дня ограничивался тремя годами при составлении закона о бюджете. Но кабмин решил больше не мелочиться и утвердил бюджетный прогноз аж на 17 лет — до 2042 года.
Россия и планы на будущее
К сожалению, в России пока не получается строить достоверные планы даже на год вперед. Взять хотя бы дефицит бюджета. В бюджете на 2025–2027-е было сказано, что в 2025-м расходы превысят доходы на 1,17 трлн рублей.

Фактический дефицит бюджета в 2025 году в разы превышает запланированный. Фото: budget.gov.ru
Фактически оказалось, что уже по итогам 11 месяцев года дефицит федерального бюджета вырос до 4,3 трлн рублей. При этом никаких глобальных потрясений в 2025-м не случилось: СВО как шла, так и идет, основные санкции приняты уже давно, и даже ожидание спада поставок нефти в Индию не оправдалось — сырье идет стабильно. Однако же фактический дефицит превышает запланированный почти в 3,7 раза.
С ценами на нефть — похожая ситуация. Минфин рассчитывал, что средняя экспортная цена на российскую нефть составит 69,7 доллара. Но вот Минэкономразвития утверждает, что в ноябре средняя цена на нефть марки Urals составила 44,87 доллара за баррель.

В 2025 году цены на нефть Urals оказались ниже прогноза. Фото: newizv.ru
Мы изучили данные Минэкономразвития за предыдущие месяцы и посчитали среднее значение стоимости нефти за январь — ноябрь 2025-го. Она составила 57,12 доллара за баррель — на 18% ниже прогноза, сделанного год назад.
С другими показателями ситуация не лучше. Если в декабре не случится чуда, то нефтегазовые доходы по итогам года составят порядка 8,8 трлн рублей — почти на 20% ниже прогноза. Ненефтегазовые доходы, то есть наши с вами налоги, пошлины и акцизы принесут чуть более 27 трлн рублей — на 7,5% меньше ожиданий.

Нефтегазовые доходы в 2025-м оказались на 20% ниже ожидаемых. Фото: 1MI
Как правительство РФ видит мир будущего
Первое, что бросается в базовом сценарии прогноза до 2042 года, — это тотальная стабильность. Мир просто должен впасть в анабиоз. Наглядный пример — цены на нефть.
На 2026 год прогноз приближен к реальности: 59 долларов за баррель Urals. Затем, к 2030-му, цена вырастет до заветных 69 долларов. А дальше… вообще никак не будет меняться! Так и продержится на 69 долларах до 2042 года.
Получается, что спрос и добыча все эти годы будут оставаться стабильными: в мире не будет войн и политических конфликтов, никаких скачков технологического развития.

По прогнозу кабмина, цены на нефть после 2030 года меняться не будут. Фото: Правительство РФ
Но стабильность нефти не означает, что она продолжит кормить федеральный бюджет. В следующем году базовые нефтегазовые доходы должны составить 3,8% ВВП, а к 2042-му они упадут в два раза — до 1,9% ВВП.
Во-первых, ожидается, что объемы добычи и экспорта углеводородов будут или слишком медленно расти, или вовсе по некоторым позициям падать (а как же «Сила Сибири — 2» и общая стабильность, способствующая экспорту нефти?). Во-вторых, нефтегазовые компании сосредоточат свое внимание на месторождениях с пониженной налоговой ставкой. То есть нефть и газ добывающие компании будут качать из старых месторождений с малым остатком запасов и высоким уровнем обводнения, которым полагаются льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Нефтегазовые компании оказываются в привилегированном положении: мировой рынок, судя по прогнозу, должен стабильно приносить прибыль, но отчисления государству сократятся за счет налоговых льгот, которые никто отменять не собирается.

Нефтегазовые доходы бюджета будут снижаться из-за налоговых льгот для нефтяников. Фото: 1MI
У людей же доходы не станут отличаться заметным ростом. 2026-й будет хорошим годом — личные доходы повысятся за счет выплат процентов по банковским вкладам (НДФЛ составит 0,5% ВВП), а дальше надеяться не на что: банки заработать не дадут, а зарплаты станут расти не быстрее всей экономики. Доля НДФЛ будет стабильно держаться на уровне 0,3% ВВП.
Что изменится к 2030 году
В прогнозе довольно подробно расписаны основные параметры бюджета (доходы, расходы, дефицит, размер ФНБ) в перспективе до 2042 года. А вот расходы по основным госпрограммам, которые волнуют людей куда больше, расписаны только до 2030-го. Дальше — как повезет.
В номинальном выражении по всем направлениям наблюдается рост расходов, и немалый. Но деньги-то со временем неизбежно теряют свою ценность, ее съедает инфляция.
Чтобы сравнить расходы в 2030 году с текущими, мы при расчетах сделали поправку на инфляцию: предполагаем, что в обещанном идеальном мире инфляция тоже всегда будет идеальной — 4% в год.

Наибольший рост финансирования к 2030 г. достанется развитию туризма. Фото: newizv.ru
В приоритете властей оказались туризм, культура и экология: расходы по этим госпрограммам с учетом инфляции вырастут на 42,4%, 27% и 25,8% соответственно.
Образованию повезло меньше — его финансирование в реальном выражении увеличится на 11,8%, соцподдержка прибавит 5,1%, а на здравоохранение потратят всего на 4,8% больше денег. Действительно, зачем тратиться на медицину, если власти планируют решить проблему дефицита врачей силовым методом, обязав всех выпускников отрабатывать в системе ОМС 1–3 года?
Но есть и такие госпрограммы, по которым финансирование резко сократят. На «Реализацию государственной национальной политики» (сохранение культурного многообразия и духовной общности народов РФ) в 2030 году потратят на 24,5% меньше денег с учетом инфляции, чем в 2025-м.

Финансирование развития сельских территорий к 2030 году сократится в два раза
Госпрограмму «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» урежут на 55,9%, а «Комплексное развитие сельских территорий» — на 57,1%.
Мы, конечно, движемся вперед, но, как выяснилось, далеко не по всем направлениям. Культурно развиваться в туристических поездках — это пожалуйста, а вот с комфортными условиями проживания за пределами крупных городов могут возникнуть вопросы.
Но это пока всего лишь планы. Как показывает практика, правительство и законодатели могут менять их каждый год.
Источник: https://newizv.ru/news/2025-12-17/budem-zhit-po-drugomu-kabmin-ozvuchil-byudzhetnyy-prognoz-dlya-rossii-do-2042-goda-438441





